Урок 16
Тема. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Давайте представим, что календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о направлении ветра и температуре воздуха, был бы записан в виде текста.
В Шахтерске 29 декабря была облачная погода, без осадков. Температура воздуха -2°C. Ветер северо-восточный.
Если записывать подобным образом в течение месяца, то будет достаточно сложно проследить как изменялась температура или направление ветра, потребуется много времени, чтобы подсчитать количество пасмурных и ясных дней. Поэтому в таких случаях используют табличное представление информации.
В форме таблицы представляют:
- расписание уроков, автобусов, поездов, самолетов,
- журнал успеваемости,
- график дежурств,
- календарь исторических дат и многое другое.
Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.
С помощью таблиц удобно решать некоторые задачи.
Рассмотрим пример
Задача 1
Трое мальчиков Костя, Фома и Марат дружили с тремя девочками – Лерой, Светой и Мариной. Но вскоре компания разделилась на пары, потому, что оказалось:
• Света ненавидит ходить на лыжах.
• Костя, брат Леры часто катается со своей подружкой на лыжах.
• А Фома теперь дружит с Костиной сестрой.
С кем же проводит время Марат?
Построим таблицу, где столбцы – имена девочек, а строки – имена мальчиков. Читаем задачу, пошагово анализируем условие и ставим в таблицу «+», если соответствие установлено и «–», если точно соответствия нет.
Из условия видно, что Фома дружит с сестрой Кости Лерой. Костя катается с подругой на лыжах и его подруга не Света. Заполнив таблицу, мы получим ответ. Марат дружит со Светой
| Лера | Света | Марина |
Костя | - | - | + |
Фома | + | - | - |
Марат | - | + | - |
Кроме таблиц, часто для наглядного представления используют диаграммы.
Диаграмма - это чертёж, показывающий соотношение каких-нибудь величин.
Например, в школе во 2-м классе было 4 отличника, в 3-м классе- 4 отличника, в 4-м классе было 6 отличников, в 5-м – 3 отличника, в 6-м классе было 2 отличника, в 7-м классе – 2 отличника, в 8-м классе- 1, в 9-м классе 3.
Представив информацию в виде диаграммы, можно легко сравнивать данные. На диаграмме видно, что наибольшее количество отличников в 4-м классе. Одинаковое количество (4 человека) во 2 и 3 классах, по 3 отличника в 5 и 9 классах. Наименьшее количество отличников в 8 классе.
Кроме таблиц и диаграмм информацию можно представить в виде цепочек.
Цепочка - это последовательность действий (предметов, событий, чисел), которые следуют друг за другом в строго заданном порядке.
Рис. 1
Рис.2
Вам уже хорошо знакомы математические цепочки (рис. 3)Рис. 3
1.Реши задачу, используя табличный метод представления информации.
В субботний вечер Семен, Коля и Витя решили развлечься. У них был выбор: кино, концерт или танцы.
• Семён любит кино, но к танцам менее нетерпим, чем к музыке.
• Коля любит танцевать, но готов пойти в кино скорее, чем на концерт.
• Витя любит музыку меньше чем танцы, но кино ему всё-таки не так неприятно, как танцы или концерт.
Составь таблицу и определи куда, на ваш взгляд отправились ребята?
2.Рассмотри диаграмму. Определи самое быстрое и самое медленное животное.
3.Заполни математическую цепочку
Комментариев нет:
Отправить комментарий