Тема. Носители информации. Способы кодирования информации
На этом уроке ты познакомишься с новыми понятиями «носитель информации», «код», «кодирование», научишься кодировать и декодировать сообщения.
Ты уже знаешь, что информацию можно хранить. Но человеческая память не может хранить бесконечное количество информации, что-то забывается. А человечество постоянно получает новые и новые знания. Все эти знания необходимо сохранить.
Чтобы информация хранилась, и ее можно было бы передавать, ее надо на чём-то записать. Хранение и передача информации всегда связаны с носителями информации. В древности для этого люди использовали камень, глиняные дощечки, папирус, бересту, пергамент. В наше время подобные носители информации можно увидеть только в музеях. Позже люди создали много других носителей информации.
Бумага — очень древний и удобный носитель информации: она легкая, занимает мало места, ее можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу.
Существуют и другие носители информации: например, снег. На снегу можно оставить записи, следы. Носителем информации является воздух, если летящий в небе самолёт оставляет в нём след.
Бывают еще магнитные носители информации. Например, дискеты или жесткий магнитный диск, кассеты для записи и проигрывания речи и музыки в магнитофонах. Есть еще лазерные диски или компакт-диски, карты памяти, флешки. Они отличаются от бумаги тем, что человек непосредственно не может прочесть записанную на них информацию. Это можно сделать только с помощью соответствующих технических устройств.
Носитель информации (информационный носитель) – любой материальный объект (вещь), используемый человеком для хранения информации.
Для того чтобы сохранить информацию на носители, ее необходимо закодировать.
Кодирование – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Процесс получения начального сообщения из закодированного называют декодированием сообщения.
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков.
Числовой - с помощью чисел.
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами (часы ), для общения мы используем код – русский язык, в Англии - английский и т.д. С помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков, код используется для оценки ваших знаний в школе. Вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся:
Индейская азбука
Семафорная азбука
Азбука Морзе
Пляшущие человечки
Кодировочная таблица
Проверь себя.
- Что такое носитель информации?
- Какие носители информации используете вы?
- Что вы понимаете под кодированием информации?
- С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
- Какие коды вы используете на уроке математики?
- Для чего люди кодируют информацию?
- Запиши в тетрадь пропущенные буквы алфавита и декодируй сообщение
Й*Л Н*П Г*Е З*Й П*С Н*П Б*Г *Б М*О З*Й Д*Ё З*Й М*О У*Х Н*П П*С Л*Н *Б Х*Ч З*Й З*Й